Монастыри и церкви Кипра

Панагия Ангелоктисти

Панагия Ангелоктисти

Image is not available

Панагия Форвиотисса

Панагия Форвиотисса

Церковь Панагии Форвиотиссы около Никитари

Image is not available

Панагия Форвиотисса

Панагия Форвиотисса

Роспись церкви Панагии Форвиотиссы

Image is not available
Arrow
Arrow
Shadow

Как могла,  старалась избегать умных слов типа неф, апсида, конха.  В конце концов,  сайт больше развлекательный, чем образовательный.  Но все-таки наступил момент, когда я решила, что для самых любознательных можно сделать маленький толковый словарик, не злоупотребляя их терпением.

 

 

 

ЗИВАНИЯ - кипрская виноградная самогонка. Учтите, что по формальным признакам и виски, и ром, и текила, и, о ужас, говорят, даже коньяк(!) являются самогонками. Так что не надо морщить нос, вспоминая русскую сивуху.

 

 

 

НЕФ (франц. nef от лат. navis — "корабль") — главное вытянутое  помещение христианского  храма. Неф часто делится вдоль на три части рядами колонн на главный и два боковых. Главный неф шире и выше боковых нефов.

Краткий курс молодого бойца

Несколько слов о 3d панорамах и Google-картах

Содержание

Как смотреть 3d панорамы?

Как пользоваться картой Google?

 

Я уверена, что нет особой необходимости объяснять прописные истины. Но на всякий случай я кратенько напомню основные моменты. После чего с чистой совестью можно будет отправляться на виртуальную экскурсию по достопримечательностям Кипра.


Как смотреть 3d панорамы?

Еще раз посмотрим на панораму, снятую у моста Келефос. Не исключено, что для просмотра панорам Вам может потребоваться   Adobe flash player . Если у Вас по каким то причинам он до сих пор не установлен, то "щелкнув" по иконке, Вы сможете совершенно легально и при том бесплатно его установить.

 


 

 

В любом месте панорамы щелкните на левую кнопку мыши и потяните мышку с начала в одну сторону, потом в другую, потом вверх-вниз. Панорама должна начать вращаться. Таким образом можно посмотреть все вокруг на 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали. Нажимая кнопки Shift и Ctrl, Вы можете либо приблизить, либо удалить рассматриваемый объект. Чтобы не мучиться с клавишами клавиатуры внизу каждой панорамы есть ряд кнопок для просмотра.

 

В правом верхнем углу некоторых панорам можно заметить красные кнопки со словом "Карта" . При нажатии на кнопку откроется небольшой фрагмент  карты, например такой, как на рисунке внизу. Значками  отмечены точки съемки панорам.  Можно нажать на любой из значков, чтобы посмотреть панораму, снятую с этой точки.

Как смотреть панорамы с картой?

 

 

В тех случаях, когда я бродила  и совсем не думала о том, где я нахожусь, карт, к сожалению, нет. Зато есть кнопка  "Панорамы", при нажатии на которую станут видны маленькие "превьюшки" панорам, снятых, например,  в деревне Като Дрис. Щелчком мышки на превью  можно переходить от одной панорамы к другой. При повторном щелчке на кнопке "Панорамы" можно убрать превью с глаз долой.

 

Как смотреть панорамы с отельными превьюшками?

 

 

Как пользоваться Google-картой?

Карта, в принципе, она и в Африке карта. Только это не простая карта, а интерактивная. Несмотря на хитрое название, сейчас сложно найти такого человека, который бы ни разу не видел Google-карту. Однако, я возьму на себя смелость, вкратце напомнить основные моменты. Два самых больших плюса используемых на этом сайте карт, это:

  • возможность получить GPS-координаты объекта
  • для тех, у кого нет навигатора,  есть возможность задать пункт отправления и распечатать готовый маршрут.

Большое спасибо за это чешским авторам. Их сайт http://www.phoca.cz/

Поучимся, как пользоваться картой, на примере карты Хирокитии.

From Address:

Вверху карты есть две кнопки "Map" и "Satellite". Это управление видом карты. При нажатии на кнопку "Satellite" земля будет отображаться так, как она видна со спутника из космоса. При нажатии на кнопку "Map" мы увидим более привычную карту из атласа.

С правой стороны любой карты есть вертикальный ползунок со значками "+" и "-"  по обеим сторонам ползунка. Вся конструкция служит для  для управления масштабом  карты.  Значок "+" предназначен для приближения, значок "-", естественно, для удаления. Но гораздо проще покрутить колесико мышки в одну и в другую сторону, чтобы добиться того же самого эффекта.

Красной  "булавкой" на карте отмечено место назначения. Если по булавке щелкнуть мышкой, то можно узнать GPS координаты объекта.

Когда мышка попадает на карту, она принимает вид руки. Нажав и не отпуская на левую кнопку мыши, можно подвигать карту вправо-влево и вверх-вниз.

И наконец  самое главное. Внизу каждой карты есть слова: From Address (сюда по-английски вводится название пункта отправления) и кнопка Get Route (получить маршрут). Заполнив поле "From Address" названием пункта отправления Larnaca и нажав кнопку "Get Route",  я получила  подробный маршрут проезда от центра Ларнаки к достопримечательности. На карте маршрут нарисован синей линией. Внизу будут указаны примерное расстояние и время в пути. Нажав на кнопку "Print Route" можно распечатать маршрут. Название населенного пункта можно вводить по-русски.  

Пример карты с заданным маршрутом

Новости сайта

Есть две новости. Одна, как водится, хорошая, вторая - плохая. Начну, пожалуй, с хорошей.  Сайт переехал на новую платформу. Стал более современным и ярким.

Плохая новость в том, что из-за переезда на сайте появилось много т.н. "битых", т.е. неработающих ссылок. Поэтому, если Вы не потеряли желания найти что-то на сайте, то советую воспользоваться Поиском по тегам, или Картой сайта, или просто Поиском на сайте.

Да, еще одна плохая новость: пока сайт переезжал, и эта платформа устарела. Так что, наша песня хороша, начинай с начала! Но надеюсь, что в этот раз удастся обойтись малой кровью. Зато из хорошего: 3Д-панорамы, из-за которых когда-то и появился сайт, теперь стали доступны со многих смартфонов и планшетов. Даже не подозревала, что я их столько успела наделать.

Если кому-то хочется ознакомиться с результатами моего, с позволения сказать, "творчества", милости просим:

Памятка для любителей пешеходных маршрутов

Я не стала сама выдумывать советы и рекомендации для любителей пройтись пешком, а просто взяла и перевела памятку, разработанную Кипрской туристической организацией, полагая, что за короткими и скупыми советами стоит многолетний опыт работы многих специалистов.

Отправляясь на пешеходный маршрут не забывайте соблюдать следующие правила:

  1. Используйте обувь, подходящую для ходьбы по пересеченной местности.
  2. Носите шляпу и солнцезащитные очки.
  3. Берите с собой достаточный запас воды.
  4. Вход в монастыри и церкви, допускается только в соответствующей одежде.
  5. Не оставляйте после себя мусор.
  6. Внимательно относитесь к диким животным и не беспокойте их.
  7. Не рвите дикие цветы. Многие из них редкие виды, встречающиеся исключительно на Кипре.
  8. Разводите огонь только в специально отведенных местах! Не бросайте тлеющие окурки на землю,чтобы не вызвать пожар.
  9. При путешествии по отдаленным горным районам возьмите с собой заряженный мобильный телефон.
  10. На Кипре существует 8 видов змей, из которых только один представляет опасность для человека. В случае укуса носатой гадюки, или гюрзы (Vipera lebetina), как можно быстрее обратитесь к врачу. Различные источники воды, в том числе колодца, кучи хвороста или другого мусора являются наиболее рискованными местами для встречи со змеями.

Вот она носатя гадюка, или гюрза:

Носатая гадюка, или гюрза

Телефон Департамента лесного хозяйства: +357 22805510

Куда делись сокровища древнего Кипра?

Луиджи Пальма ди Чеснола - мародер или  национальный герой?

Весь текст в этой статье, выделенный курсивом,  взят мною с потрясающе интересного сайта http://liberea.gerodot.ru/neoglot/starheo.htm. Очень советую, не полениться и прочитать статью целиком.

Довольно часто в интернете можно встретить сетования, дескать,  на осмотр кипрских достопримечательностей и пяти минут хватит с избытком.  Оставлю это утверждение, свидетельствующее прежде всего  о лености авторов, на их совести. Да, Кипр не Италия, где достаточно выйти на улицу, и голова пойдет кругом от обилия исторических памятников разных эпох. К поездке на Кипр надо готовиться, потратив свое драгоценное время, порыться в интернете,  понять, что Вас интересует и что может предложить остров на эту тему. Тогда поездка будет интересной и насыщенной впечатлениями. Я с 1998 года постоянно живу на острове, а список, где бы я еще хотела побывать, только растет по мере узнавания Кипра. Постоянно расширяется граница непознанного.

До VIII века на Кипре развивалась особая культура со своей ветвью восточно-средиземноморской религии.  Утратив свободу,  Кипр последовательно попадал под власть Ассирии, Египта, Персии, затем египетского царства Птолемеев и древнего Рима. Все эти культуры не могли не оставить материальных следов своего существования. Гробницы, склепы, целые города были до поры до времени скрыты от глаз людских  и ждали своего часа. И, к сожалению,  дождались...

"Древние сокровища всегда были в цене. Вещи, на изготовление которых уходили годы, могли в один момент обогатить любого удачливого кладоискателя. Но официальные учреждения до XVIII века культурным наследием человечества интересовались мало. Коллекции произведений древнего искусства были преимущественно достоянием частных лиц, начиная с купцов и кончая монархами. Ознакомившись с древнегреческими мифами, состоятельные читатели вполне могли позволить себе слабость храпеть в окружении античных мраморов. Если ценные предметы не попадали в антикварные магазины, их пытались найти где-нибудь на развалинах и, наконец, просто похищали у недостаточно рачительных хозяев.

На островах Средиземного моря древние памятники искали более активно. Кроме профессиональных археологов, как водится, этим занимались и иностранные дипломаты, осваивавшие все доступные участки Османской империи. Со специальной миссией на Кипре дважды побывал консул Великобритании в Алеппо (Халебе) Александр Дрюммонд, обследовавший остров с точки зрения пополнения античных отделов британских музеев.

 

У английского посла были все основания для опасения за судьбу будущих экспозиций. К этому моменту археолог Людвиг Росс переправил часть своих кипрских находок в Берлин, а де Маластри и Фелисьен де Солси — в Париж. При поддержке французского консула в июне 1862 года из Ларнаки в Лувр переправили большое количество плит с древнегреческими надписями и немало других находок. Хоть и с опозданием, за поиски памятников древней культуры взялся британский консул Гамильтон Ланг. В 1868 году он вместе с французским консулом Ceccaldi принял участие в остросюжетной гонке к только что обнаруженной гробнице (победил француз). "

В 1865 году на острове появился Луджи Пальма ди Чеснола. Он родился 29 июня 1832 года в Сардинии.  В 1851 году окончил Королевскую военную академию в Чераско. Участвовал в Крымской войне.  Военное прошлое натолкнуло его на мысль представляться генералом, не будучи таковым.

В 1860 году ди Чеснола эмигрировал в США. В 1865 году был назначен американским консулом на Кипре. Кстати,  Чеснола благополучно совмещал должности американского и российского  консулов. Здесь он занялся археологическими исследованиями и раскопками в разных концах острова.

"Поселившись в Ларнаке, Чеснола через американского посла в Стамбуле заполучил султанский фирман, позволявший проведение раскопок по всему острову. Пользуясь официальным разрешением, консул в течение 10 лет по собственным словам нашел 2310 монет, 14240 сосудов, 2110 статуй и статуэток из камня, мрамора и терракоты, 4200 голов статуй и бюстов, 138 надгробных стел, 4 резных саркофага, 1090 штук ценных камней, скарабеев и печатей, 3719 стеклянных предметов, 146 алебастровых, 217 из слоновой кости и 2380 светильников. Размах раскопок на Кипре был такой, что посол США в Османской империи в письме к Чесноле заметил: "Мне кажется, генерал, что вы потопите остров из-за того количества дыр, которое вы там нарыли. Но перед тем, как это случится, прошу вас, проследите, чтобы весь архив американского консульства был спасён".

Консульский дом в Ларнаке исправно пополнялся новыми находками, пока султанское правительство не догадалось установить контроль за памятниками культуры, зарытыми в принадлежавшую Турции землю. Согласно принятому в 1874 году указу первооткрывателю древних изделий доставалась только треть предметов. Еще треть археолог должен был уплатить владельцу земельного участка, на котором проводились раскопки, и оставшаяся треть передавалась султану в лице его преданных и бескорыстных слуг. Чесноле пришлось заняться реализацией накопленных сокровищ. Еще в 1870 году он продал часть коллекции в Париже и вел переговоры с русскими представителями. Кое-что смогли приобрести для музея в Стамбуле. Основная часть коллекции была переправлена за океан и стала украшением музея Метрополитэн в Нью-Йорке. Луджи Чеснола стал первым директором музея Метрополитен.»

Наверно, можно было бы смириться с потерей исторического наследия Кипра. В конце концов, экспонаты нашли свои места в знаменитых музеях. Но при этом лучше не вспоминать, какими хищническими методами велись поиски сокровищ.   Греческий историк К. Симопулос писал о Чесноле: "Грубый солдафон, вооруженный султанским разрешением, по приказу своего начальства ринулся на поиски  и грабеж древностей, от кторых не оставил  камня на камне. Он своими варварскими археологическими раскопками уничтожил сотни археологических памятников" 1 Найденные им сокровища не были толком переписаны  и сейчас снабжены табличками, вроде: "Предположительно из Куриона".  Можно еще добавить, что около 5000 найденных Чеснолой артефактов канули в Лету, утонув по дороге в Америку.

________________________

1 - цитирую по книге "Кипр. Остров грез. История, культура, традиции и легенды Кипра", гл. редактор С. Победимская, Никосия 2003, с. 18.

 

В XIX веке в Аматусе, близ Лимассола была раскопана  гигантская чаша, сама крупная из известных в мире, сделанная из известнякового монолита. Весила она 13 тонн,  была высотой 1,85 м и 3,19 м в диаметре. В 1865 году французы выторговали ее у турецкого паши. Сейчас чаша украшает собой один из залов Лувра. На Кипре осталась лишь ее копия.

Чаша из Аматуса.Лимасол, Кипр

В 1878 году британское правительство, выражаясь современным языком, "отжало" Кипр у османов и после Чеснолы по Кипру в 90-х годах XIX века прошлись английские археологи. Найденные ими сокровища украшают Британский музей.

Британские власти долгое время придерживались законов об археологических раскопках, принятых еще во времена Оттоманской империи.  Многие ушлые правительственные чиновники и консулы разных стран, пользуясь крайней нищетой местного населения, скупали за бесценок земли и проводили на них раскопки, получая при этом две трети найденных сокровищ, поскольку действовали  как владельцы земли и археологи одновременно.

Чудовищное разграбление Кипра заставило сплотиться греков и турков и подать петицию Британским властям с просьбой остановить незаконные раскопки и контрабанду найденных артефактов. Делегацию возглавляли архиепископ, муфтий и кади (судья турецкой общины Кипра). Несмотря на  создание музея и принятие нового закона, сокровища продолжали утекать заграницу.

В 20-30-х годах XX века шведские археологи накопали  себе на Кипре артефактов,  в количестве достаточном для открытия музея культур Средиземноморья. Справедливости ради, надо сказать что  экспедиция шведских археологов впервые провела систематические раскопки в разных концах острова и  заложила научную основу кипрской археологии, получив за это половину найденных сокровищ.

Знаменитая стела Саргона (и не она одна)  находится в Берлинском музее.

Но самыми  большими варварами оказались англичане, строившие Суэцкий канал. На дне канала нашли свое последние пристанище огромные  блоки, оставшиеся от кипрских античных храмов. Говорят, что там же оказались и античные  статуи, которые по мнению строителей, не представляли никакой культурной ценности.

Лишь в 1935 году был создан Департамент древностей, и приняты правила, строго регулирующие археологическую деятельностьна острове.

Событий  межэтнического конфликта 1974 года я пока касаться не буду. Хотя в пламени тех лет пропали многие ценные иконы, фрески.

Кстати,  с 14.10.2014 по 01.11.2014 в ГМИИ им. Пушкина проходила выставка "икусства древнего Кипра" из собрания музея. В этой коллекции имеются экспонаты, найденные Людвигом  Россом и  вездесущим  Луиджи Пальма ди Чеснола.

А пока давайте посмотрим на фотографии только нескольких из сокровищ Кипра, которые украшают залы музеев мира. Фотографии взяты с сайтов музеев.

 

Метрополитен музей, Нью-Йорк:

 

Британский музей, Лондон:

 

Стокгольмский музей, Швеция:

 

Берлинский музей:

 

Таинственный монах с острова Лесбос

О чудесах

Православный человек живет с глубоким убеждением, что чудо – важная составляющая его духовной жизни. Мы, встречаясь с чудом, относимся к нему как к знаку, посланному нам Господом, для укрепления нашей веры. Иногда чудесное событие – воззвание к нашей совести, нашей памяти, часто – благодатная помощь.
Два года назад ждала я рождения внука. Все мысли были о предстоящем событии. Как никогда часто посещала святые места, горячо молилась за Ирину, жену старшего сына, которой вскоре предстояло стать мамой. Тогда объездила я все монастыри, которые находятся неподалеку от дома. Удивительно благодатным ожерельем окружают они Ларнаку: Ставровуни и св. Минас, св. Фекла и Мавровуни, св. Киндеас и Панагия 
Агия-Напы. Как же было пропустить монастырь св. Ирины? Вот и приехала я одним декабрьским вечером на окраину села Ксилотимбу, где располагается монастырь в честь трех святых Рафаила, Николая и Ирины. Монастырь маленький, уютный. Он прикорнул к огромному храму св. Марины, построенному в 80-х годах XX века. Игуменью тоже зовут Марина, сестры обихаживают и большой нарядный храм, и свой маленький монастырь, который утопает в цветах, наполнен птичьими трелями и утешает паломников ласковым приемом. Узнав о причине нашего приезда, матушки обрадовались, что сноху зовут Ирина, захлопотали: одарили иконочками, душистым медом, твердо пообещали на вечерней молитве умолить Господа о благополучных родах и о даровании нам внука. Потом провели в небольшой храм к мощам неведомых мне святых, где мы вместе и молились. Матушки сделали для меня исключение, их сфотографировать. Каюсь, тогда я не поинтересовалась о том, где, как и когда прославились в духовных подвигах трое святых. Хотя подивилась, что на иконах рядом с двумя монахами стояла маленькая девочка с косичками. На прощание матушки уверенно сказали: «В следующий раз с внуком приедете». И, конечно, я пообещала. Внук родился на следующий день. Хотя ожидали мы его чуть позже. Видимо, молитва матушек до святых дошла скоро, ведь их молитва крепкая. А вот мы в монастырь собирались… два года, пока св.Рафаил нас не позвал, напомнив о том, что слово надо держать. На светлой седмице к нам обратились прихожане русского прихода малого храма Св.Стилиана с просьбой организовать паломничество в монастырь св. Рафаила. Согласиться я согласилась, да призадумалась: что я могу рассказать паломникам об этом монастыре. И начался поиск, который привел меня на остров Лесбос, где в 1959 году недалеко от села Термы рабочие собирались строить храм, посвященный Богородице.

На горе Панагии Кареи

Храм строила семья Ангелики Марангосу. Пожилая женщина давно дала обет, что построит храм на горе, которая возвышалась неподалеку от села. Гора называлась Карея, которую в народе называли Панагия Карея. Во время известных трагических событий в Малой Азии семья Марангосу бежала от зверств турок. Прибыли они на остров Лесбос, как и многие другие беженцы. Землю им выделили на окраине села. Это была небольшая оливковая роща на горе Карея. Когда-то во время турецкого ига эта земля принадлежала турецкому помещику. Жители Термы рассказали новым соседям об удивительной истории горы. А удивляться было чему. Ведь именно здесь на протяжении веков являлся жителям таинственный монах. Он появлялся из полумрака, иногда его видели молящимся, иногда с кадилом обходил он вершину горы, где мраморные осколки напоминали о том, что некогда здесь было какое-то строение. Жители Термы привыкли к монаху, не боялись его, но мистический трепет охватывал каждого, кто видел печальный силуэт, появляющийся неоткуда и исчезающего в никуда. Глухие предания говорили, что в старину здесь был монастырь, что турки здесь замучили монахов еще в XV веке. Когда турки захватили остров, земля эта отошла во владение турецкому помещику Хасан-Бею. Однажды в 1917 году турецкий помещик, владелец Кареи, обратился к властям острова, чтобы те провели расследование: не является ли таинственный монах беглым преступником. Турецкие власти, исследовав все показания свидетелей, которые видели монаха, вынесли постановление: «Монах - явление сверхъестественное, а потому поимке не подлежит».

Таинственная находка

Ангелос Марангос, сын тетушки Ангелики, узнав об этих чудесах, возблагодарил Бога, что дает ему возможность на этом святом месте храм построить. А то, что место святое, он не сомневался. Каждую Светлую седмицу после Пасхи, в светлый вторник жители села поднимались на гору, и сельский священник служил литургию. Почему именно на горе, почему во вторник Светлой седмицы, никто в селе не знал, но традиции следовали неукоснительно на протяжении столетий…
Между тем, стройка началась с рытья котлована под фундамент, но, только начавшись, прекратилась. Были обнаружены останки человека. Мужской скелет имел одну трагическую особенность: голова лежала в 30 сантиметрах от основного скелета. Первой мыслью Ангелоса было похоронить по-человечески эти останки. Он стал бережно складывать их в холщевый мешок, а когда хотел перенести мешок, то не смог, как ни старался, сдвинуть его с места. Один из рабочих попробовал сдвинуть мешок ногой. Нога, словно чугунная, не двигалась. Кто-то попытался подтолкнуть мешок, и в ужасе почувствовал, что окаменел, хватило сил лишь сотворить крестное знамение. Послали за сельским священником отцом Евфимием Тзолакисом, чтобы отслужил панихиду. «Как же я молиться то буду, - загорился отец Евфимий,- я имени убиенного не знаю». Так и закончился для жителей села тот день, наполненный хлопотами и волнениями. Однако, главные переживания ожидали их ночью. Дело в том, что многим из них ночью предстояли таинственные встречи с монахом, о котором в селе знал и стар и млад. Многим сельчанам явился монах: праведным и грешным, достойным и недостойным, детям и старцам. На этот раз он заговорил, и многое узнали жители села о своей земле, о жизни своих далеких предков, о судьбе своей страны.

О чем поведал св. Рафаил

То, о чем будет рассказано ниже, составлено из рассказов жителей Термы об откровениях св. Рафаила. Так звали таинственного монаха. А для скептиков скажу, что археологические и исторические исследования, проведенные специалистами после обретения на вершине горы Кареи таинственной находки, полностью подтвердили откровения… 
…Это было в начале XV века. На просторах Византийской Империи на острове Итака в благочестивой семье Дионисия и Марии Ласкаридисов родился мальчик, которого нарекли Георгием. Он получил прекрасное православное воспитание, отличное образование. Выбрал Георгий военную стезю, но мир Горний неотступно звал юношу на служение. Вскоре он подстригся в монахи с именем Рафаила, а ангельское имя ко многому обязывало. Видимо, уже в начале своего духовного пути будущий святой отличался особыми дарами. Вскоре был он рукоположен, и служил в Афинах в приходе святого Димитрия Солунского. Он с любовью нес тяжелый крест приходского священника. Разностороннее образование, незаурядный ум, дар проповедника обратили внимание священноначалия. И вскоре, уже архимандрит, Рафаил стал сотрудником Константинопольской Патриархии. Для Византии и всех ее жителей середина XV века стала трагично- роковой. «Времена не выбирают, в них живут иль умирают»,- сказал поэт. Историки будущих времен назовут описываемую эпоху «падением Византийской Империи». Современники же этого катаклизма не могли предвидеть, не верилось, что блистательная тысячелетняя Империя прекратит свое существование. Спустя столетия легко упрекать ромеев, что не так они строили свою политику, не с теми дружили, не туда расходовали средства. А тогда страна жили непростой жизнью, никто и не помышлял о вселенской катастрофе. Крестьяне пахали землю, купцы вели торговлю, монахи молились и вели богословские споры. Архимандрит Рафаил стал епископом, служил в Константинополе, и считался ведущим богословом. Поэтому и был отправлен во французский город Мерле на важную богословскую конференцию. Тогда, надеясь на помощь западных властителей, Константинопольская Церковь пошла на союз с католиками, подписав Флорентийскую унию. Многие иерархи, простые клирики и миряне были не довольны такой соглашательской политикой, нарушением чистоты православия. Иные искали компромиссы. Богословские споры кипели во дворце Патриарха и на улицах городов. В то время богословские встречи католиков и православных проходили довольно часто. Именно во Франции в Мерле произошла важная встреча в жизни епископа Рафаила. Тогда стало модным отправлять юношей учиться в западные университеты. Во Франции много было греков. На одной из встреч с греческой молодежью епископ Рафаил обратил внимание на греческого студента Николая из города Салоники. Был юноша из семьи юриста, изучал философию. Для Николая эта встреча стала самой главной в жизни. Разговаривая с епископом, слушая его мудрые речи, юноша понял, что общение с таким светочем веры стоит учебы в университете, ибо такой учитель больше университета со всеми его профессорами. Николай покидает университет, вскоре он принимает духовный сан, становится диаконом и более не расстается с Рафаилом, являясь его спутником и помощником до самого последнего мгновения своей жизни. 
Черный год пришел, когда никто его не ждал. Да и в какие времена люди ждут лихолетья?! В 1453 году свершилось то, о чем боялись ромеи даже подумать: Константинополь пал. Рухнула тысячелетняя империя. Блестяще образованные ромеи, философы, писатели, художники, строители,- тысячи несчастных в одночасье стали беженцами. Тогда многие бежали на Кипр, который был под властью католиков – франков, но православная королева Кипра Елена Палеолог помогала несчастным, выделяла земли, облегчала их страдания. Другие прибегали к милости папы Римского на окраины империи устремились потоки людей. Наш герой вместе с другими беженцами на небольшом корабле отбыл на остров Лесбос, еще свободный от турок.

На острове Лесбосе

Корабль бросил якорь в порту, недалеко от деревни Термы. Местные жители окружили его тесной толпой. В глазах немой вопрос: «Что в Константинополе?» Лесбос – не чужбина, родная греческая земля, пока свободна от ненавистного врага, но доколе она будет свободной? Епископ Рафаил решил, что они Николаем останутся здесь. Стали спрашивать жителей, нет ли где места подходящего, чтобы скит устроить. Вперед вышел сельский учитель. «У нас здесь недалеко на горе,- указал он рукой, - есть монастырь. Правда подвизается там один монах, отец Рувим». «А, что же только один?» - спросил Николай. Учитель ответил: «Когда-то наш монастырь был богатым и славным, да вот в 1235 году на наш остров напали арабские пираты, нехристи – мучители. Всех монахинь поубивали, а игуменью Олимпию мучили особенно жестоко: гвозди вбивали в голову. Больше монастырь не поднялся, но отец Рувим там служит, а мы ему помогаем. Странники поднялись на вершину горы, вошли на подворье ветхого монастыря. Старец Рувим узнав, что Господь привел на Карею Епископа, поклонился гостям и молвил, обращаясь к Рафаилу: «Добро пожаловать, игумен». И зажило маленькое братство по монастырскому уставу, в трудах и молитвах. Господь подарил монастырю и жителям острова еще несколько спокойных лет. И, хотя предчувствие грозы носилось в воздухе, человек так Господом создан, что надеется на лучшее. Жизнь шла своим чередом. Случались истории замечательные. Так, у одной женщины, по имени Мельпомена, был болен сын. По горячим молитвам Богородице наступило исцеление. Тогда и привела мать сына на подворье, чтобы присоединился юноша к маленькому братству, а игумену семья юноши передала пожертвование, чтобы отремонтировать монастырь. Нет, не к рабству готовились в обители Пресвятой Богородицы на горе Карея. Монастырь расстраивался, пришли новые монахи, под мудрым водительство игумена Рафаила вершили они духовные подвиги.

Трагедия в апреле 1462 г.

Да только не долго им оставалось жить в тишине и покое. Ранним утром 17 сентября 1462 года крики ужаса огласили побережье. Турецкие корабли подошли к Лесбосу. Семнадцать дней героически сражались жители острова, но устоять против захватчиков не смогли. Не хотели быть рабами сыны и дочери Лесбоса. Через несколько месяцев подняли восстание, турки безжалостно стали расправляться с его участниками. Тогда было решено больных и слабых скрыть в монастырских пещерах на горе Карея, куда турки еще не поднимались. А под кров монастыря пришли староста Василий с семьей и учитель Феодор. То было время Великого поста, шла страстная седмица. «Пейте кровь мою за вас проливаемую»,- звучали святые слова в храме. И горячо молились собравшиеся. Наступала полночь, захватчики подошли к монастырю, в котором находились игумен с братией, сельский староста с женой Марией и двенадцатилетней дочкой Ириной и сельский учитель Феодор. О дальнейшем и писать трудно, и читать вам, дорогие читатели, будет непросто, как не легко читать о зверствах в Чечне или Беслане. Там, где фанатизм тупой и изуверский, поставлен во главу угла, там бесчеловечность становится нормой. Несколько дней продолжались мучения. Рафаила распилили пилой, расправились с Николаем, на глазах у родителей отрубили руки маленькой Ирине и сожгли ее в глиняной купели. Замучили ее родителей, убили учителя, церковь сожгли дотла. 9 апреля, во вторник светлой седмицы жители деревни тайно похоронили святые останки мучеников… . 
Духовно - археологический феномен.
Вот, о чем поведал святой Рафаил, являясь сельчанам. Когда жители Термы рассказали друг другу о том, что узнали, перед их взорами предстало величественная по своему трагизму и духовной высоте картина прошлого их села. А дальше начались чудесные обретения. Были найдены могилы святого Николая и маленькой Ирины. Была найдена могила XIII века, в которой были обретены святые останки игуменьи Олимпии. Там же находились и большие гвозди, которыми пронзили нехристи голову мученицы. А затем были приглашены археологи и историки. Признаюсь, меня, как историка, потрясло, что буквально все, о чем в откровении сообщил святой Рафаил, подтвердилось материальными свидетельствами, находками XIII и XV веков. Подобного духовно-археологического феномена, каким стало событие 1959 года на острове Лесбос, история не знает. Рамки данной статьи не позволяют рассказать обо всех доказательствах откровения, но вот некоторые из них. Были открыты руины старинной церкви с фресками. Это был храм монастыря, в котором подвязались свв. Рафаил и Николай. Было найдено множество церковной утвари, обретены драгоценные иконы. Была найдена даже печать патриарха Константинопольская, ведь св. Рафаил некоторое время служил при патриархе в столице империи. Но это еще не все. Под развалинами церкви, существовавшей еще при жизни св. Рафаила, были найдены остатки храма 13 века, разрушенного арабами. Храм был гораздо больше более позднего. Так археология подтвердила откровения св. Рафаила. Как мы помним, святой открыл, что был казнен во вторник Светлой седмицы 9 апреля. Когда ученые нашли пасхалию 1463 года, они убедились, что первый вторник после Пасхи действительно был 9 апреля. Стало ясно, почему жители Термы именно в этот день ежегодно поднимались на гору, чтобы служить там литургию. О том, какие чувства охватили жителей Лесбоса, безыскусно, но так сердечно описала Василики Ралли, очевидица событий, в своей книге «Лесбосские мученики». В 1963 году, 500 лет спустя после трагедии в Карее, на месте мученичества был основан женский монастырь.
На Кипре, возле Ксилотимбу.
Весть о чудесах на острове Лесбосе, об изумительных находках на горе Карея облетела весь православный мир. Конечно, дошла она и до кипрских берегов. Во многих кипрских храмах появились лики святых, стали отмечать праздник преподобномучеников Рафаила, Николая и святой девы Ирины и иже с ними. Со временем, в конце 80-х годов священнику из деревни Ксилотимбу удалось привезти на Кипр драгоценные частицы мощей святых. Вскоре подле села возник монастырь. Почему именно здесь? Вот этот вопрос тонкого свойства. Здесь мы касаемся очень деликатной материи: души народа, ее глубинных проявлений. Дело в том, что в деревне Ксилотимбу на протяжении веков особенно почитали и почитают ныне св. Марину. Древний храм в селе был центром ее почитания. А на дальней окраине стоял более шестиста лет маленький храм св. Марины, в котором сохранились древние фрески. История храма забылась, однако жители всегда называли его монастырем. Видимо, обитель не пережила турецкого ига. Матушка Марина, игуменья монастыря свв. Рафаила, Николая и Ирины очень образно выразила суть любви киприотов к великомученице: «Она ведь была совсем молоденькая, ребенок. А какая вера крепкая». Когда на Кипре узнали о мученице Ирине, народ открыл объятия своей любви и для маленькой девочки с острова Лесбоса, которая приняла второе крещение в огне, крещение в жизнь вечную. Думаю, была еще одна причина тому, что вокруг древнего храма св. Марины на окраине Ксилотимбу поднялся монастырь во имя трех святых с острова Лесбоса. Свв. Рафаил и Николай, как мы помним, были беженцами. В 1974 году история горько повторилась. В Ксилотимбу прибыли беженцы, которых незаконный турецкий режим изгнал из родных сел и городов. На окраине села построили они четыре храма в память об оставленной родной земле. А монастырь на окраине Ксилотимбу является духовным центром округи, согревая теплом, утешая и молитвенно поддерживая каждого, кто приходит под его своды с верой.
Славен Бог.
Недавно молодые родители привезли в монастырь св. Ирины двухлетнего Артемку. Случилось это во вторник светлой седмицы, в день трех святых, на острове Лесбосе просиявших. Спасибо, святой Рафаил, за то, что направляешь нас, неразумных. Спасибо и сестрам монастыря, души которых светятся духовной красотой.
А закончу я свой рассказ о таинственном монахе с острова Лесбос словами матушки Евгении Клейдары, игуменьи монастыря на горе Карея: «Величествен образ св. Рафаила. Он притягивает к себе сердца людей и направляет их к духовному восхождению. Он пробуждает в нас стремление к Божественной любви. В наше время, когда отступление от веры создает пропасть между людьми, новый посланник Бога спасает отчаявшихся.
Славен Бог во святых Своих».