Древний Кипр

Руины Аматуса

Руины Аматуса

На руинах Аматуса

Image is not available
Image is not available

Мозаики Пафоса

Мозаики Пафоса

Археологический Парк Пафоса. Мозаика "Первые опьяневшие"

Венецианский мост Клефос

Венецианские мосты. Келефос

Венецианские мосты Кипра. Келефос

Image is not available
Arrow
Arrow
Shadow

Или краткая история Горгоны Медузы

Продолжу рассказ про достопримечательности Кипра, благо, на сей раз далеко ехать не пришлось, всего лишь в соседнюю деревню.

Как выясняется, могилы, называемые царскими,  раскиданы практически по всему Кипру, хотя широко известны только Царские гробницы в Пафосе. Несмотря на пышное название, ни королей, ни царей там не хоронили. На огромной территории можно найти, как совсем скромные могилы, так и пышные захоронения знати, позволившие присвоить царский титул всему некрополю.

Вот и моя подруга Амалия прилетела с вестью, что всего в двух шагах от нас, точнее в соседней деревне Pyla, есть царское захоронение. Надо ли говорить, с какой скоростью мы туда рванули?

Хлипкий забор из сетки, навес  - вот и все сооружение, стоявшее в чистом поле. Так выглядела со стороны царская гробница. мдааа...

Мы подошли к краю. Если нечто выглядит, как могила, называется могилой, то это и есть могила. Лезть туда категорически не хотелось, хоть трижды назови это место царским. Постояв у края, глядя на осыпающиеся крутые ступени, мы отступили, дав себе слово вернуться с первыми холодами, когда змеи впадут в спячку.

Раньше холодов настала пандемия и я благополучно забыла про наши планы. Я, но не Амалия. Два года спустя, раздался неумолимый, как судьба, стук в дверь и я поняла: придется ехать и лезть.

Вооружившись фонариком и фотоаппаратом, мы опять стояли на краю могилы и ждали, кто первый рискнет начать спуск. Все-таки нам удалось преодолеть свои первобытные страхи и спуститься в подземелье. Если не считать свисающих косм паутины и змеиной шкуры в одном из саркофагов (предчувствие нас не обмануло) , то, на удивление, все было вполне чисто и цивильно. Спустившись вниз, мы оказались в центральной камере гробницы и ахнули! Со стены, противоположной входу, на нас  ухмыляясь смотрела  и показывала язык, противная физиономия. Барельеф с изображением Медузы Горгоны в царской гробнице в Пиле (Pyla)

Компанию ей составляли две крылатые фигуры с женскими головами и львиными туловищами.

К центральной камере с трех сторон примыкали камеры поменьше, т.е. все сооружение в плане имело форму креста. В двух камерах сохранились пустые, если не считать упомянутого змеиного выползка и многочисленных панцирей улиток, саркофаги.

Не знаю, что именно привело знаменитого кипрского археолога Порфириоса Дикеоса в Пилу, но именно он в далеком 1934 году обнаружил здесь гробницу, относящуюся к 4 веку до н.э., т.н. классическому периоду в истории Кипра. Королей здесь, как и в Пафосе, не было и в помине, но большой погребальный комплекс, украшенный барельефами, позволял считать, что захоронение принадлежит весьма влиятельной и богатой семье.

Археолог писал, что вход в гробницу был завален большой плитой, перед которой лежали три мраморных вазы. Внутри центрального помещения нашли еще три плиты, когда-то закрывавшие входы в соседние камеры.

Гробница, по мнению П. Дикеоса, была разграблена, вероятно, еще в античные времена. Судя по всему, грабители попали сюда, проделав отверстие в потолке одной из камер. Вероятно, это и есть отверстие, сделанное грабителями в потолке левой боковой камеры:

Отверстие в потолке гробницы, через которое проникли грабители

Голова с высунутым языком принадлежит не кому-нибудь, а самой Горгоне Медузе. Крылатые существа по бокам – сфинксы. Троица была призвана охранять гробницу от похитителей, но с возложенной на нее ответственной задачей, к сожалению, не справилась.

Горгона со сфинксами, как не оправдавшие надежд, были сосланы на вечное поселение в Археологический музей в Никосии, а их место заняли точные копии.

19 января 1935 г издание The illustrated London news опубликовало статью о кипрской находке. Страницу из London news я нашла на сайте Institutional Repository of the University of Cyprus. На первой фотографии видны три вазы и заваленный плитой вход в гробницу. На соседнем снимке запечатлены деревенские жители вместе со священником, пришедшие посмотреть на раскопки. На снимке внизу слева видны плиты, закрывавшие входы во внутренние камеры.

Собственно, на этом рассказ о царской гробнице в Пиле можно  и закончить.  Я не буду пересказывать исторические факты, какими бы интересными они не были, а, как водится, перейду к моим любимым сказочкам. Кстати, миф о Медузе Горогоне - один из древнейших греческих мифов.

Начитавшись в детстве книги "Легенды и мифы древней Греции" я знала, что выглядела Горгона ужасно,  а на голове вместо волос у нее извивались змеи.

А, между тем, Овидий описывает юную Медузу, как деву сказочной красоты. Овидий, будучи римлянином, пересказывая древне-греческие мифы, использовал древне-римские аналоги имен. Так Афина стала Миневрой, а  Зевс Юпитером:

…Красотою блистая,
Многих она женихов завидным была упованьем.
В ней же всего остального стократ прекраснее были Волосы.
Знал я людей, утверждавших, что видели сами.
Но говорят, что ее изнасиловал в храме Минервы Царь зыбей.
И Юпитера дщерь отвернулась, эгидой Скрыв целомудренный лик.
Чтоб грех не остался без кары,
В гидр ужасных она волоса обратила Горгоны.
Ныне, чтоб ужасом тем устрашать врагов оробевших,
Ею же созданных змей на груди своей носит богиня.

Если перевести историю с русского на русский, то к красавице воспылал страстью бог морей Посейдон. В ужасе юная Медуза бросилась в храм Афины, дочери Зевса,  за защитой, но Посейдон настиг ее и там. В древнегреческих мифах часто подчеркивается, что Афина девственница. И вот к этой девственнице бросилась за помощью другая, чтобы Афина помогла сохранить ей непорочность. Но вместо помощи, к которой взывала несчастная, богиня «по справедливости» ее же и наказала. В  самом деле,  ведь не призывать к ответу своего дядю Посейдона, который «какой не есть, а все ж родня»? Зачем глаза Медузы были столь прекрасны, что навек пленяли сердца смотревших на нее? Зачем ее волосы были столь роскошны и шелковисты, что от них невозможно было отвести взгляд? Зачем Медуза выросла такой красавицей, что даже бессмертная богиня позавидовала?

В общем, обратила Афина бедную девушку, а заодно и ее сестер в чудовищ, каких свет не видывал.

Все тело ужасных горгон покрывает чешуя. Рыбья!
Медные руки с когтями у трех сестер. Скрюченными!
Вместо волос двигаются, шипя, ядовитые змеи. Опасные!
Изо рта торчат острые, как кинжалы, клыки. Длинные!
Губы их красны, будто измазаны человечьей кровью!
Глаза горят яростью, налиты злобой чудовищной!
На крыльях золотых носятся горгоны по белу свету.
Горе, о горе ждет человека, встретившегося на их пути!
Разорвут на части медными руками!
Выпьют кровь жадными устами!

Вот в такое ужасное, неистовое чудовище, изображенное на древней амфоре, превратилась красавица:

 

Горгона Медуза. Фотография с сайта Сигма

Горгону Медузу часто изображают с высунутым языком, символом хищного яростного характера. Точно так же, как на изображении в нашей :) гробнице.

Но и на этом леденящая душу история не заканчивается.

Для краткости опущу кто, когда и зачем заказал Тесею Горгону. Причем, "заказал" в самом современном смысле этого слова, а в доказательство было велено принести отрубленную голову. Задача была не из легких, ибо любой, взглянувший на Медузу Горгону, превращался в камень. И тут на помощь Тесею пришла, кто бы вы думали? Да, та самая Афина, за защитой к которой бежала несчастная Медуза и вместо помощи, превращенная в страшное чудовище. Чтобы Тесей не обратился в камень, взглянув на Горгону, Афина дала Тесею отполированный до зеркального блеска щит, глядя в который, Тесей и отрубил бедняге голову.

Вы думаете это конец ? Как бы не так! Персей отдал отрубленную голову Афине, которая цинично прикрепила ее к своей одежде, называемой эгидой.

Я почему-то всегда считала, что эгида - это нечто, вроде, жезла, которым лихо размахивает руководитель полкового оркестра на марше: На самом деле, эгида - меховая накидка, сделанная то ли из шкуры козы, то ли из шкуры какого-то чудовища. Даже мертвая голова не утратила своих ужасных свойств и поэтому служила оберегом для Афины. Оказывается, и у бессмертных богов бывали плохие дни, когда им требовалась помощь и поддержка. Изображение Горгоны в качестве талисмана получило название Горгонейон. Слово горгонейон  потихоньку забылось, а вот слово  эгида не утратило актуальности и  в наши дни, приобретя значение «защита» или «покровительство». А уж кто кого защитил в нашей истории – дело десятое. 

Голова Медузы закреплена на эгиде на плече. Амфора. Источник: Wikipedia Так Афина ввела моду на изображение Горгоны. Ее изображения чеканили на монетах, им украшали оружие, решетки мостов и стены зданий, многократно повторяли в статуях и картинах.  Даже с логотипа модного дома Версаче на нас до сих пор  смотрит все  та же Горгона Медуза.

Но самое удивительное, что где-то с XI по XVI  века на Руси существовала мода традиция носить медальоны-амулеты, на лицевой стороне, которых изображали христианский сюжет, например, Богоматерь или Архангела Михаила и текст молитвы.
А как Вы думаете, кто был изображен на стороне, повернутой к телу?

Христианский медальон-амулет Черниговская гривна Владимира Мономаха

Правильно! Все та же Медуза Горгона! Кстати, эти медальоны называли змеевиками. Угадайте почему? smile

Как проехать

Если ехать по скоростной дороге в сторону Айя Напы, не пропустите первый съезд в деревню Pyla. Далее ориентируйтесь по указателям на университет Северного Ланкашира UCLAN, расположенного в деревне. Поверните направо так, чтобы здание университета оказалось с правой стороны и двигайтесь в сторону скоростной дороги. В поле, опять-таки, с правой строны Вы увидите навес и два небольших деревца неподалеку. Это и есть Царская гробница в Пиле.

From Address:

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Статьи на похожие темы